Franchance

Договор франшизы. Часть 1. ДКК / лицензионный договор

Друзья, мы начинаем серию статей о договорной базе во франчайзинге.


Буду говорить о вариантах, с которыми сталкивалась непосредственно в работе. Если у вас организовано как-то по-другому и вы готовы говорить об этом – буду рада, если поделитесь.


Сегодня на повестке дня ДКК / лицензионный договор

Лицензионный договор
Договор коммерческой концессии
Передается право на определенный объект интеллектуальной собственности, как правило, право на товарный знак
Передается комплекс прав (система работы) и товарный знак. Позволяет установить единую ценовую политику для всей сети
Я рекомендую выбирать ДКК, так как это золотой стандарт в среде франчайзинга в нашей стране.

Но у договора коммерческой концессии есть существенный минус, который редко обсуждают публично. О нем надо знать и понимать, какие последствия он несет. Именно из-за этой особенности франчайзеры отказываются от ДКК и оформляют лицензионные договоры.

Конечный потребитель может предъявить франчайзеру претензии за действия франчайзи в соответствии с Гражданским кодексом.

Статья 1034 Гражданского кодекса РФ

Ответственность правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю


Правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии.


По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем.


Варианты взаимодействия с франчайзи:

  • договор поручительства учредителей юридического лица франчайзи;

  • страхование гражданской ответственности франчайзи перед конечными потребителями, где выгодоприобретателем является франчайзер.

Франчайзи с неохотой подписывают договор личного поручительства, и я понимаю их позицию. Ссылка в ДКК на обязательство франчайзи страховать гражданскую ответственность выглядит гораздо привлекательнее для партнеров. Можно начинать переговоры, говоря о том, что договор поручительства обязателен, а в случае, если партнер категорически отказывается и вы понимаете, что можете упустить покупателя франшизы, предлагайте страхование ответственности.

Пару раз слышала, что вместо подписания договора поручительства, франчайзеры просят своих партнеров предоставить банковскую гарантию или оплатить депозит – примерно такой, как у арендодателей в крупных ТРЦ. Но сформулированных в ДКК, а тем более оформивших такие платежи я не встречала.

В последние годы складывается впечатление, что на этот нюанс франчайзинга, просто «забили». Я не видела судебной практики (тем более массовой), в которой конечные пользователи предъявляли бы претензии к франчайзеру. Надеюсь, что потребительский терроризм в этой сфере не проявится.

Если вам необходимо упаковать франшизу и оформить договор коммерческой концессии, напишите нам.