Franchance

Как упаковать франшизу самостоятельно

Нам часто задают вопрос: можно ли разработать и начать продавать франшизу без привлечения внешних специалистов. Искренне отвечаю – да, это вполне реально.


Расскажем, что для этого нужно сделать.

Шаг 1

Проведите конкурентный анализ методом «Тайного франчайзи».

Для этого нужно выбрать франшизы, например, из каталога франшиз, по двум признакам:

  • Из того же сегмента бизнеса, что и у вас. В случае общепита – той же концепции;
  • С тем же объемом инвестиций в открытие, что и в вашу точку;

Оставить заявку на покупку на сайте или в том же каталоге и пообщаться с представителем франшизы. Попросите прислать презентацию и финансовую модель.

Результаты переговоров с продавцами франшиз нужно свести в таблицу. Учитывайте следующие параметры:

  • концепция;
  • ссылка на сайт франшизы;
  • родной регион франчайзера;
  • оценка работы менеджера по франчайзингу;
  • количество собственных и франчайзинговых точек;
  • регионы присутствия;
  • помещение;
  • форматы франшизы;
  • инвестиции и заявленная окупаемость;
  • франчайзинговые платежи: паушальный взнос, роялти, маркетинговый взнос;
  • полученные материалы

Информация, которую вы получили, понадобится для дальнейших шагов.

Шаг 2

До старта продаж франшизы необходимо сформулировать, кто ваш франчайзи, то есть описать целевую аудиторию. С кем вы готовы подписать договор завтра, а кого не хотите видеть в числе партнеров никогда. Рекомендую оформить «анкету потенциального франчайзи». При знакомстве с новым партнером необходимо попросить его заполнить анкету и проанализировать полученную информацию. Не поддавайтесь соблазну продать франшизу побыстрее без проверки партнера, так велик риск получить проблемы в дальнейшей деятельности.

Шаг 3

Опишите состав Руководства пользователя (франшпакета). Все ли процессы в компании перенесены в стандарты/регламенты и отражены в чек-листах? Определите, в каких процессах вы готовы помогать франчайзи, а что ваш партнер должен делать самостоятельно под вашим контролем.

Система работы вашего предприятия, отраженная в поддержке и франшпакете – то, что составляет ноу-хау и то, без чего нет франшизы.

Определитесь, каким образом вы будете передать покупателям франшизы документы. Если ваши точки пользуются бумажными копиями, самое время подумать об автоматизации и внедрить новые решения и на собственных предприятиях.

Уровень поддержки партнеров – сердце франшизы. Это то, что надо постоянно совершенствовать.

Шаг 4

Решите, как вы будете контролировать франчайзи. Необходимо разработать систему контроля, состоящую из регулярных и периодических мероприятий. Проверки могут проводится как собственными силами, так и с привлечением подрядчиков. Можно привлекать сторонние организации для проведения тайных закупок или проверок по пищевой безопасности. Обязательно подумайте, что делать дальше в случае выявления нарушений у франчайзи.

Шаг 4

Разработайте территориальную политику, то есть определите, в каких городах вы готовы открывать предприятия по франшизе, а в каких не стоит этого делать. Подумайте об условиях предоставления эксклюзива на территорию и рассчитайте расстояние между точками для работы без внутренней каннибализации.

Оформите чек-лист с требованиями к подбору помещения.

Шаг 5

Посчитайте финансовую модель франшизы и вашу собственную.

Для составления фин. модели франчайзи берем бюджет инвестиций на открытие свой точки и добавляем паушальный взнос. В P&L собственной точки закладываем роялти и маркетинговый взнос (при наличии). Финансовую модель лучше считать в привязке к конкретной локации, иначе вы получите абстрактные цифры, далекие от фактического результата.

Не забудьте выделить отдел франчайзинга в отдельный ЦФО и учитывайте расходы и доходы франшизы отдельно от основного бизнеса.

Шаг 6

Все перечисленные выше шаги учтите при разработке Договора коммерческой концессии.

Юристы должны работать в тесной связке с менеджерами по франчайзингу и собственниками, чтобы отразить в договоре все нюансы вашего бизнеса.

Шаг 7

Разработайте маркетинговый план продвижения франшизы, оцифруйте и следите за конверсией, даже если ее не всегда возможно просчитать напрямую.

Помните, что нужно встроить упоминание о вашей франшизе во все пресс-релизы компании. Если собственник медийное лицо, его блог лучший инструмент продвижения. Но и игнорировать традиционные каналы, такие, как каталоги франшиз и выставки не стоит.

Желаю удачи в разработке прекрасного инструмента масштабирования в аудите вашей франшизы. А если нужна помощь – мы рядом.